Техника дзюдо

 

Дзигоро Кано считал целью дзюдо «понимание и демонстрацию живых законов движения». В систему созданной им самозащиты вошли движения туловища, рук и ног, эффективные в борьбе в стойке и в партере, позволяющие нарушить равновесие противника, обездвижить и, в конечном счете, нейтрализовать его.

Дзюдока (практикующий дзюдо) должен стремиться достичь гибкости всего тела и конечностей, уметь сохранять равновесие и управлять своим дыханием, быть отрешенным и безмятежным. Ученик должен быть в состоянии постоянной бдительности и не допускать «мертвых движений».

Обучение технике дзюдо начинается с обучения умению правильно падать («укэми»).

Очень важным элементом для избежания травм является амортизирующий упреждающий удар рукой по татами (еще до соприкосновения туловища с матами). При падении вперед согнутые в локтевых суставах руки разворачиваются ладонями вперед. При падении на спину руки выпрямляются в локтевых суставах и отводятся от туловища под углом примерно 45-60 градусов. При падении на бок одна рука выпрямляется в локтевом суставе и отводится от туловища под углом 45 градусов, вторая рука отводится от корпуса и приподнимается вверх. Во всех случаях ладони разворачиваются к татами, а пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу.

При падении вперед существует и второй вариант самостраховки. Руки слегка сгибаются в локтевых суставах, а пальцы разводятся. Голова отводится назад и поворачивается в сторону. После того, как татами касаются пальцы, идет плавное опускание на грудь, затем живот и, наконец, бедра.

При падении на спину подбородок прижимается к груди, колени сводятся и подтягиваются к груди.

При падении на бок подбородок также прижимается к груди, ноги сгибаются, а колени разводятся.

Основой любого технического действия является стойка («сиcэй»). Естественное положение тела («сиcэй хонтай») — ноги на ширине плеч, вес тела находится на передних частях стоп, колени и плечи расслаблены.

В защитном положении («сиго хонтай») ноги должны быть широко расставлены, центр тяжести находится внизу, ноги согнуты в коленях, а туловище наклонено вперед.

Огромную роль в дзюдо играет техника передвижения («синтай»). Основное передвижение — «цуги-аси» — построено на мягком перемещении стоп. Расстояние между стопами должно оставаться неизменным.

Говорят, что истинное дзюдо начинается с правильного захвата («кумиката»). При этом надо иметь в виду, что дзюдоисткая куртка делается из более эластичного материала, чем самбистская, и не имеет прорезей для пояса. Если взять захват на куртке самбиста и постараться притянуть его к себе, сделать это будет нетрудно.

При совершении того же действия против дзюдоиста прежде вытягивается куртка, а притянуть соперника к себе получится только тогда, когда закончится «свободный ход».

Важными элементами основополагающей техники дзюдо являются также повороты и развороты («тайсабаки») и способы выведения противника из равновесия («кудзуси»).

Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела:

  • техника бросков (нагэ-вадза),
  • техника сковывания (катамэ-вадза) и
  • техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза).

Броски в дзюдо сопровождаются подсечками, подножками, зацепами, подхватами, переворотами, рывками и толчками и делятся на:

  • проводимые из стойки (тати-вадза) и
  • проводимые с падением (сутэми-вадза).

Проводимые из стойки броски, в свою очередь, делятся на:

  • проводимые в основном руками (тэ-вадза),
  • проводимые в основном тазобедренным суставом (коси-вадза) и
  • проводимые в основном ногами (асивадза).

Проводимые с падением броски делятся на:

  • броски с падением на спину (масутэми-вадза) и
  • броски с падением на бок (ёко-сутэми-вадза).

Техника сковывания (катамэ-вадза) делится на:

  • удержания (осаэкоми-вадза),
  • удушения (симэ-вадза) и
  • болевые приемы на суставы: локоть, колено и кисть (кансэцу-вадза).

Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) делится на:

  • удары руками (удэ-атэ),
  • удары ногами (аси-атэ) и
  • удары головой (атама-атэ)

В спортивном дзюдо удары запрещены. Также запрещены захваты руками за ноги, болевые воздействия на глаза, рот и нос, болевые и удушающие приемы в стойке. В борьбе в партере разрешены болевые приемы только на локтевой сустав.

Как правильно завязать пояс:

 

Костюм и гигиена дзюдоиста,
оборудование спортивных залов

Костюм участника называется по традиции кимоно или дзюдоги. Состоит из куртки, брюк и пояса. Каким кимоно должно быть, подробней описывается в разделе о правилах дзюдо. Кимоно всегда должно быть чистым; старое, грязное и рваное считается недостойным.

К началу тренировки участник должен быть одет в кимоно по правилам: пояс плотно завязан на узел. Снимать кимоно в течение тренировки запрещено, снимать его можно только с разрешения тренера, если это необходимо при некоторых видах упражнений. Под кимоно не надеваются майки. Надевать майку под кимоно разрешается в случае, когда надо "сбросить" ненужные килограммы или поддержать определенную температуру тела. Упражнения и борьба проходят исключительно босиком, Использовать носки, тапочки считается в дзюдо неэтичным, негигиеничным, правила это тоже запрещают. Исключение делается, если участник повредил стопу. Женщины под кимоно должны надевать гимнастический купальник (верхняя и нижняя часть вместе).

Личная гигиена: на время тренировки и соревнования надо снять кольца, цепочки, часы, серьги и т. д. Ногти на ногах и на руках должны быть острижены. Мешают также длинные волосы. Женщины их завязывают лентами. Душ надо принимать перед и после тренировки или соревнования.

Физкультурный зал (дожо) и площадка (татами) должны соответствовать гигиеническим требованиям, постоянно проветриваться, убираться. Упражнения общего характера, подготовительные упражнения, тренировка на развитие силы мышц могут осуществляться практически везде. Специальная подготовка и соревнования невозможны без соответствующего татами. Оригинальное японское татами — это мат из рисовой соломы стандартного размера, несколько больше 1,5 кв. м, очень плотный. Современные виды татами делаются из искусственных материалов, они гибкие, плотные. Уже долгое время производятся татами из прочной резины, которые после соединения покрываются специальной тканью (изготовитель — предприятие Силесия, г. Опава). Производить татами можно и на местных предприятиях, надо чтобы оно было достаточно гибким.

Размер площадки определяется в зависимости от величины зала. Минимальный размер татами — 5Х5 м. На соревнованиях должно быть квадратное татами. Если начинающий кружок не имеет в распоряжении татами, можно начинать тренировки в импровизированных условиях (используются гимнастические маты). Отдельные подготовительные упражнения можно отрабатывать на полу.

Термины дзюдо

ТЕРМИНЫ

ЯПОНСКИЕ ТЕРМИНЫ

Ashi (Аси) - Нога (ноги)
Аshi Ate (Аси-атэ) - Удары ногами
Ashi Waza (Аси-вадза) - Приемы, проводимые преимущественно ногами.
Ashi Garami (Аси-гарами) - Болевой прием на ногу - рычаг (узел) коленного сустава. Запрещенный прием. Выполняется после броска с упором стопы в живот при демонстрации ката
Ashi Guruma (Аси-гурума) - Вариант передней подножки (вариант подхвата под обе ноги), при котором атакующая нога не касается поверхности татами (колесо через ногу)
Atama (Атама) - Голова
Atama Ate (Атама-атэ) - Удары головой
Atemi Waza (Атэми-вадза) - Техника нанесения ударов в уязвимые части тела
Awasete (Авасет) - Сложность
Ayumi (Аюми) - Шаг, передвижение
Bu (Бу) - Сражение
Bu Do (Будо) - Общее понятие для видов единоборств
Bushi (Буши) - Воин
Bushi Do (Бушидо) - Кодекс чести самураев
Waza (Вадза) - Прием, техника
Waza Ari (Вадза-ари) - Вторая оценка в поединке, считается половиной «иппон»
Waza ari awasete ippon (Вадза-ари авасет иппон) - Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки
Gachi (Гачи) - Победа
Gake (Гаке) - Зацепляться
Gari (Гари) - Путь, движение
Gesa (Геса) - Шарф
Gi (Ги) - Одежда
Go (Го) - 5, Пять
Go Kyu (Го кю) - 5 групп техник дзюдо
Goshi (Гоши) - Бедро
Guruma (Гурума) - Колесо
Gyaku-jujijime (Гяку-дзюдзи-дзимэ) - Удушающий прием захватом отворотов ладонями на крест. Ладони развернуты наружу
Daki age (Даки-агэ) - Подъем с обхватом туловища противника
Daki wakare (Даки-вакарэ) - Бросок через грудь с захватом туловища (бросок рывком по направлению от противника с обхватом его руками)
Dan (Дан) - Степень мастерства
De (Де) - Вперед
De ashi barei (Де аши барай) - Ножницы
Ju (Дзю) - Мягкий, гибкий, десять
Judo (Дзюдо) - Гибкий путь
Judogi (Дзюдоги) - Форма борца дзюдо синего или белого цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса
Judoka (Дзюдока) - Борец дзюдо
Do (До) - Принцип, обучение, путь
Dojo (Дожо) - Место для занятий дзюдо
Dori (Дори) - Cхватка
Do jime (До-дзимэ) - Удушающий прием захватом ногами туловища (запрещенный прием)
De ashi harei (Дэ-аси-харай) - Боковая подсечка под выставленную ногу (сметающая подсечка делающей шаг вперед ноги)
Eri (Ери) - Воротник
E (Ё) - 4, четыре
Yoko Wakare (Ёко-вакарэ) - Передняя подножка на пятке под одноименную ногу (бросок рывком по направлению от противника)
Yoko Gake (Ёко-гакэ) - Подсечка под разноименную пятку с падением (боковой зацеп)
Yoko Guruma (Ёко-гурума) - Бросок через грудь с падением скручиванием вбок (колесо вбок)
Yoko Otosi (Ёко-отоси) - Боковая подножка на пятке (опрокидывание вбок)
Yoko siho Gatame (Ёко-сихо-гатамэ) - Удержание поперек
Yoko sutemi Waza (Ёко-сутэми-вадза) - Приемы, проводимые с падением атакующего на бок
Za (за) - Местонахождение
Rei (рей) - Церемониальный поклон
Za rei (За рей) - Более церемониальный привет на коленях
Ichi (Ичи) - 1, один
Ippon (Иппон) - Высшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе проведшего прием дзюдоиста
Ippon seoi Nage (Иппон-сэой-нагэ) - Бросок через спину захватом руки на плечо (бросок со взваливанием противника на спину после захвата одной руки)
Kawazu Gake (Кавадзу-гакэ) - Обвив; прием, изобретенный борцом по имени Кавадзу и названный в его честь, относится к числу запрещенных в спортивном дзюдо
Kami siho Gatami (Ками-сихо-гатамэ) - Удержание со стороны головы
Kani Basami (Кани-басами) - Двойной подбив, "ножницы" (опрокидывание клешнями краба). Прием запрещен в спортивном дзюдо
Kano (Кано) - Основатель дзюдо
Kancesu-Waza (Кансэцу-вадза) - Болевые приемы на суставы
Kata (Ката) - Форма, плечо
Kata Gatami (Ката-гатамэ) - Удержание сбоку захватом головы с ближней рукой
Kata Gurumi (Ката-гурума) - Бросок через плечи, мельница (колесо через плечи)
Kata jujijime (Ката-дзюдзи-дзимэ) - Удушающий прием спереди предплечьем с захватом за одноименные отвороты
Kata Waza (Катамэ-вадза) - Техника сковывания
Kata te jume (Ката-тэ-дзимэ) - Удушающий прием предплечьями захватом за дальний отворот
Kata ha jime (Ката-ха-дзимэ) - Удушающий прием сзади захватом отворота и руки под плечо
Kubusu Gaeshi (Кибису-гаэси) - Бросок захватом за пятку (бросок выкручиванием пятки)
Ken Du (Кен ду) - Искусство показывать
Kiken Gachi (Kикен гачи) - Победа сдачей противника
Kinsa (Кинза) - Оценка схватки, наименьшее техническое преимущество, не показывается, не объявляется
Ko (Ко) - Мало
Koka (Кока) - Четвертая, низшая оценка в поединке. Она присуждается, когда борец, бросает противника быстро и сильно на одно плечо, бедро (бедра) или ягодицы. «Кока» присуждается также при 10-секундном удержании
Kosi Waza (Коси-вадза) - Приемы, проводимые преимущественно тазобедренным суставом
Kosi Gurumi (Коси-гурума) - Бросок через бедро с захватом шеи (колесо через поясницу)
Koshi (Коши) - Бедро
Ko soto Gake (Ко-сото-гакэ) - Зацеп снаружи разноименной ногой (зацеп ближней ногой снаружи)
Ko sonj Gari (Kо-сото-гари) - Подсечка под пятку, бросок соперника с рывком на себя за ногу "ближней ногой" снаружи
Ko uti Gaeshi (Ко-ути-гаэси) - Ответный (контр) прием от одноименного зацепа (подсечки) изнутри, контрбросок от "ко-ути-гари"
Qjuri kami siho Gatame (Кудзурэ-ками-сихо-гатамэ) - Вариант удержания со стороны головы захватом руки и пояса
Qjure kesa Gatame (Кудзурэ-кэса-гатамэ) - Обратное удержание сбоку, тори развернут головой к ногам укэ
Q (Ку) - 9, девять
Qjusi (Кудзуси) - Выведение из равновесия
Qmikate (Кумиката) - Захват
Qtiki taoshi (Кутики-таоси) - Бросок захватом снаружи за разноименный подколенный сгиб (или просто бросок за ногу) (повал трухлявого дерева)
Keikoku (Кэйкоку) - Замечание третьего уровня, равносильно «вадза-ари» в пользу соперника
Kesa Gatame (Кэса-гатамэ) - Удержание сбоку захватом руки и головы
Kyu (Кю) - Ученическая степень, класс
Maitta (Маита) - «Я побежден», «Я сдаюсь»
Mate (Мате) - Остановиться
Moqso (Мокусо) - Концентрация с закрытыми глазами
Moro-te-gari (Моро-те-гари) - Бросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя)
Masutemi-waza (Mасутеми вадза) - Приемы, проводимые с падением атакующего на спину
Migi (Миги) - Справа
Mune (Муне) - Грудь
Mune Gatame (Муне гатаме) - Контроль груди
Nage (Наге) - Бросок
Nage-waza (Наге-вадза) - Tехника бросков
Nami (Нами) - Нормально
Nami-juji-jime (Нами-дзюдзи-дзиме) - Удушающий прием захватом за одноименные отвороты, ладони развернуты вниз
Ni (Ни) - 2, два
O (О) - Много
Obi (Оби) - Пояс
Obi-otoshi (Оби-отоси) - Переворот захватом пояса спереди (опрокидывание после захвата за пояс)
O-guruma (О-гурума) - Бросок через ногу вперед скручиванием, вариант подхвата под обе ноги (большое колесо)
O kuri-ashi harai (О кури-аси харай) - Подсечка в темп шагов (сметающая подсечка, провожающая уходящую ногу противника)
O kuri-eri-jime (О кури-ери-дзиме) - Удушающий прием сзади захватом разноименных отворотов
O soto-gaeshi (О сото-гаеси) - Ответный (контр) прием от отхвата, контрбросок
O soto-guruma (О сото-гурума) - Отхват под обе ноги (большое внешнее колесо).
O soto maki komi (О сото маки коми) - Отхват с захватом руки под плечо (под мышку) ("наматывание" соперника на себя с падением набок)
O uti gari (О ути гари) - Зацеп изнутри, бросок соперника с рывком на себя за ногу "дальней ногой" изнутри
O uti gaeshi (О ути гаеси) - Ответный прием от зацепа изнутри разноименной ногой, контрбросок
O Goshi (О, гоши) - Большое бедро
O soto Otoshi (О, сото отоши) - Высокое падение
Osaekomi-waza (Осаекоми-вадза) - Удержание
Randori (Рандори) - Соревновательные упражнения
Re-te-jime (Рё-те-дзиме) - Удушающий прием обеими руками
Rei (Рей) - Приветствие
Roki (Роки) - 6, шесть
Samurai (Самурай) - Рыцарь, каста воина
San (Сан) - 3, три
Sankaku-jime (Санкаку-дзиме) - Удушающий прием ногами "треугольником"
Sasai-curi-komi-ashi (Сасаэ-цури-коми-аси) - Передняя подсечка под выставленную ногу, бросок выбивающим упором стопой в стопу противника после выведения его из равновесия рывком вверх
Sensei (сенсей) - Учитель
Shi (ши) - 4, четыре
Shido (Шидо) - Замечание
Shime-waza (симе-вадза) - Техника удушающих приемов
Shintai (Синтай) - Техника передвижения
Shisei (Сисей) - Стойка
Sode-guruma-jime (Соде-гурума-дзимэ) - Удушающий прием сзади захватом за разноименные отвороты, скрещивая руки
Sode-curi-komi-goshi (Содэ-цури-коми-госи) - Бросок через бедро с захватом разноименных рукава и отворота (бросок через поясницу после выведения соперника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом и выбивания его ног с позиции захватом разноименных рукава и отворота)
Soto-maki-komi (Сото-маки-коми) - Бросок захватом руки под плечо (мышку) (бросок с "наматыванием" противника на себя и падением на бок после захвата снаружи)
Sukui-nage (Сукуи-наге) - Передний переворот, переворот руками+боковой переворот (бросок подхватом руками обеих ног)
Sumi-gaeshi (Суми-гаеси) - Бросок через голову с подсадом голенью (выкручивание внутреннего угла)
Sumi-otoshi (Суми-отоси) - Выведение из равновесия толчком назад
Sutemi-waza (Сутеми-вадза) - Броски, проводимые с падением атакующего
Seoi-otoshi (Сэой-отоси) - Бросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину)
Shichi (шичи) - 7, семь
Sho (шо) - 1, один
Soro made (Соре мадэ) - Конец встречи
Sumo (сумо) - Японская церемониальная борьба
Tai-otoshi (Тай-отоси) - Передняя подножка (сбрасывание с туловища)
Tai-sabaki (Тай-сабаки) - Повороты и развороты
Tani-otoshi (Тани-отоси) - Подножка на пятке с падением (опрокидывание в долину)
Tati-waza (Тати-вадза) - Броски из стойки
Tate-siho-gatame (Тате-сихо-гатаме) - Удержание верхом
Tamoe-nage (Тамоэ-наге) - Бросок через голову с упором стопы в живот (бросок по траектории кругового движения)
Te (Тэ) - Рука (до запястья)
Te-waza (Тэ-вадза) - Приемы, проводимые преимущественно руками
Tyui (Тюй) - Замечание второго уровня, равносильно юко в пользу соперника
Tori (тори) - Активный, исполняющий техническое действие
Tate (тате) - Вдоль
Tavara-gaeshi (Тавара-гаеси) - Бросок через голову после захвата туловища сверху, контрприем
Tatami (татами) - Рисовые соломенные циновки
Toketa (токета) - Решено
Ude (Уде) - Рука (руки)
Ude-ate (Уде-ате) - Удары руками
Ude-garami (Уде-гарами) - Болевой прием - узел руки
Ude-hisigi (Уде-хисиги) - Болевой прием - рычаг локтя
Ude-hisigi-ashi-gatame (Уде-хисиги-аси-гатаме) - Болевой прием - рычаг локтя с помощью ноги
Ude-hisigi-vaki-gatame (Уде-хисиги-ваки-гатаме) - Болевой прием - рычаг локтя с захватом руки под мышку
Ude-hisigi-juji-gatame (Уде-хисиги-дзюдзи-гатаме) - Болевой прием - рычаг локтя с захватом руки между ног
Ude-hisigi-sankaku-gatame (Уде-хисиги-санкаку-гатаме) - Болевой прием - рычаг локтя с захватом ногами "треугольником"
Ude-hisigi-te-gatame (Уде-хисиги-тэ-гатамэ) - Болевой прием - рычаг локтя с перегибанием через руку
Ude-hisigi-ude-gatame (Уде-хисиги-уде-гатаме) - Болевой прием - рычаг локтя с фиксацией руки противника руками
Ude-hisigi-hara-gatame (Удэ-хисиги-хара-гатамэ) - Болевой прием - рычаг локтя с перегибанием через живот
Ude-hisigi-hije-gatame (Удэ-хисиги-хидзе-гатамэ) - Болевой прием - рычаг локтя при помощи колена
Uki-waza (Уки-вадза) - Передняя подножка на пятке с падением (бросок по касательной)
Uki-gatame (Уки-гатамэ) - Удержание верхом при захвате руки укэ на болевой прием - рычаг локтя
Uki-goshi (Уки-госи) - Бросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной)
Uki-otoshi (Уки-отоси) - Выведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной)
Ukemi (Укеми) - Приемы самостраховки при падениях
Uke (уке) - Принимающий технику партнер, атакуемый
Ura-nage (Ура-нагэ) - Бросок через грудь (бросок за свою спину)
Ushiro-goshi (Усиро-госи) - Подсад бедром, ответный бросок от броска через бедро (бросок бедром при атаке сзади)
Uti-maki-komi (Ути-маки-коми) - Бросок с «наматыванием» противника на себя и падением набок после захвата руки под плечо изнутри
Uti-mata (Ути-мата) - Подхват изнутри (бросок воздействием на бедро изнутри)
Uti-mata-gaeshi (Ути-мата-гаэси) - Ответный прием от подхвата изнутри, контрбросок
Uti-mata-maki-komi (Ути-мата-маки-коми) - Подхват изнутри с захватом руки под плечо (под мышку) ("наматывание" противника на себя с падением набок)
Uti-mata-sukashi (Ути-мата-сукаси) - Ответный (контр) прием от подхвата изнутри с выведением соперника из равновесия
Uzuri-goshi (Уцури-госи) - Подсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу), "обратное бедро"
Fusegi (фусеги) - Оборона, защита
Fusen Gachi (Фусен гачи) - Победа без борьбы
Hadaka-jime (Хадака-дзимэ) - Удушающий прием сзади плечом и предплечьем
Hane-goshi (Хане-госи) - Подсад бедром и голенью (бросок через поясницу с отбросом махом ноги обеих ног противника)
Hane-goshi-gaeshi (Хане-госи-гаеси) - Ответный прием от подсада голенью и бедром, контр-бросок
Hane-maki-komi (Хане-маки-коми) - Бросок через спину захватом руки под плечо (мышку) подсадом бедром и голенью (см. ханэ-госи)
Harai-goshi (Харай-госи) - Подхват под обе ноги (бросок через поясницу сметающим движением ноги)
Harai-goshi-gaeshi (Харай-госи-гаеси) - Ответный прием от подхвата под обе ноги, контрбросок
Harai-maki-komi (Харай-маки-коми) - Бросок подхватом с захватом руки под плечо (под мышку) ("наматывание" противника на себя с падением набок)
Harai-curi-komi-ashi (Харай-цури-коми-аси) - Передняя подсечка (бросок сметающим движением стопой после выведения противника из равновесия рывком вверх и с выбиванием с позиции)
Hija-guruma (Хидза-гурума) - Подсечка в колено (колесо через колено)
Hon-kesa-gatame (Хон-кэса-гатамэ) - Удержание сбоку захватом руки и головы (старое название кэса-гатамэ)
Hisi (хизи) - Колено
Hachi (хачи) - 8, восемь
Hajime (хаджиме) - начинается
Hansoku (хансоку) - дисквалификация
Hantei (хантей) - Решение
Hara (хара) - Середина, живот, центр
Hidari (хидари) - Слева
Hiki-vaki (Хики-ваки) - ничья
Hon (Хон) - Нормально, принципиально
Cubame-gaeshi (Цубамэ-гаеси) - Контрподсечка от боковой подсечки (контратака ласточки)
Cuccomi-jime (Цуккоми-дзимэ) - Удушающий прием спереди захватом за разноименные отвороты
Curi-goshi (Цури-госи) - Бросок через бедро захватом за пояс (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх)
Curi-komi-goshi (Цури-коми-госи) - Бросок через бедро захватом отворота (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом ног противника с позиции)
Cha do (Ча до) - Церемония
Chi (Чи) - Внутренняя энергия, жизненная сила
Chui (Чуй) - Призыв, вторая оценка наказания
Chusen (Чусен) - Жребий
Juko ( Юко) - Оценка броска, высокое техническое действие
Ju (Ю) - 10, десять
Yon (Ён) - 4, четыре
Yama-arashi (Яма-араси) - Передний подхват (подхват под обе ноги) с захватом за рукав и одноименный отворот.