О тренировочном процессе...

Что такое ДЗЮДО:

Дзюдо — это вид единоборства, искусство, дисциплина и просто способ провести время с пользой для себя. Универсальность дзюдо как вида спорта заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрастов, любого пола и уровня физической подготовки.
Дзюдо развивает контроль над телом, быстроту реакции, гибкость, выносливость, навыки эффективной самозащиты.
 
Общая продолжительность тренировки 

Тренировка длится от 45 до 120 минут. Ее длительность зависит от возраста, направления группы и уровня подготовленности учеников. У самых маленьких (группы от 3,5 лет) занятия идут не более 40 минут. При грамотно выстроенном тренировочном процессе дольше этого времени занятия практически не эффективны. У детей через 45 минут падает способность концентрировать внимание. Не зря во многих начальных классах и уроках по подготовке к школе продолжительность занятия установлена 40 минут. Не стремитесь перегрузить ребёнка 1,5 или 2-хчасовыми тренировками. Это большое нервное напряжение. У него, возможно, есть и другие секции, хобби или просто уроки и домашние задания. Ко всему надо подходить постепенно и терпеливо. Основные занятия в каждой группе 2 раза в неделю. Но во многих клубах у нас возможны занятия по 3-4 раза в неделю. Лучше увеличить количество посещений в неделю, чем количество часов за тренировку. Так материал усваивается быстрее, и навык сохраняется дольше.

Тренировка начинается с разминки,

в которую включены беговые упражнения разнообразного характера, широкий спектр акробатических элементов, упражнения на гибкость и растяжку, координационные упражнения. Ваш ребёнок не просто научится кувыркаться, а научится кувыркаться правильно. Он научится владеть своим телом, ощущать его в пространстве. Сможет выполнять многие физические действия, ранее ему не доступные.

Следующим этапом изучаются страховки

 – умение группироваться при падении, чтобы не повредить себя или партнёра.

Далее в тренировке следует изучение и отработка технических элементов единоборств:

стойки, захваты, перемещения, защиты. Со временем всё это превращается в комбинации, связки и технические комплексы. Дети до 10-12 лет не работают в парах на  технику с применением болевых, удушающих приемов и приемов с амплитудными бросками, исключениями могут являться ученики старших разрядов. С 9 лет можно начинать осваивать борьбу. Раньше – в основном секции восточных единоборств с изучением техник на воздух или в парах, но с заранее обусловленными действиями. Таким образом, дети младшего и среднего возраста выполняют технические элементы самостоятельно с воображаемым противником, перед зеркалом, с тренером или в паре, но без травмоопасных элементов.

Заканчивается тренировка упражнениями на расслабление,

что даёт ребёнку возможность немного остыть и вернуться к обычному жизненному ритму, а также учит его переключаться с активной деятельности в спортивном зале на более спокойную в обычной жизни.

Занятия у детей проходят с использованием многих игровых элементов и в игровой форме, но это совершенно не означает, что тренировка - это весёлое развлечение. Это упорный каждодневный труд. 

Поддерживайте детей в их стремлении победить 

самого главного врага – себя: свою лень, неумения, страхи, стеснительность и прочее; ведь никто, кроме Вас и тренера, не поможет ему научиться проходить этот нелёгкий, но важный Путь!

О допуске к экзаменам и соревнованиям:

В конце учебного года проходят аттестационные экзамены. Они не являются обязательными. На все экзамены ученики идут по собственному желанию и при условии готовности к нему.  В младших группах чаще сдают экзамен не все, а лишь те ученики, кого тренер определил как готовых к выполнению экзаменационных нормативов. Ученики средних групп, как показывает практика, к маю месяцу все готовы сдавать экзамен. Есть и те, кто успевает освоить технику за более короткий срок, они могут быть допущены к экзамену 2 раза в год, но между экзаменами должно пройти не менее 3-х месяцев. Например, в декабре первый экзамен и в мае второй. По итогам экзамена участники, успешно выполнившие установленную программу, получают аттестационный сертификат и пояс цвета соответствующего полученному разряду.

Кроме вашего преподавателя, допуск к экзамену может дать только старший тренер. Без допуска сдача экзаменов запрещена. Это же относится и к участию в соревнованиях и выступлениях. Может понадобиться разрешение врача.

О необходимости распределения детей в группе по возрасту:

Не старайтесь сами и не настраивайте ребёнка забежать вперёд. Усидчивый 7-8-милетний ребёнок, занимаясь в группе год, вполне может оказаться способным тренироваться с детьми 12-14 лет (что зачастую мы и видим во многих секциях). Но хорошего в этом  ничего нет. Дело в том, что уровень развития его сердечно-сосудистой и дыхательной системы совершенно не соответствует уровню 14-тилетнего ребёнка. Да, упражнения на первый взгляд те же, но выполняются они с более высокой интенсивностью… А это и другой уровень нервного напряжения. Двенадцатилетним детям можно давать такие упражнения, как отжимания на кулаках или пальцах, можно выполнять статические упражнения. А семилетним детям – нельзя, у них ещё не сформировались окончательно кости, на кончиках пальцев есть чувствительные точки, отвечающие за зрение. Ещё один довод против – статические упражнения, часто используемые во взрослых группах, у детей приводят к застою в мышечных тканях, т.е. к затруднённому оттоку венозной крови. Да и разговаривать с детьми нужно на их языке и с их высоты понимания (если вы, конечно, хотите, чтобы они понимали всё происходящее, а не только повторяли физические действия взрослых). Поэтому детей обязательно нужно разделять в группах по возрасту и с каждой возрастной группой работать определённым образом по установленной программе.

 О тренировочной форме:

Мы достаточно лояльны. В первые два месяца требования к форме просты: она должна быть удобной, свободной, из натуральных тянущихся тканей. Спортивные брючки, майка, носки или босиком. Желательно босиком! Это закаляет ваших детей. Носки одеваем только в случае повреждений кожного покрова стоп или при медицинских показаниях. С собой ученику всегда иметь сменную обувь. Сменка должна быть легко обуваемой – тапки или шлёпки. Чтобы ребёнок мог, при необходимости, выйти из зала быстро обуться, совершить свои дела, и снова подключиться к тренировке. За два месяца вполне можно определиться с серьёзностью ваших намерений тренироваться дальше. И если решение ваше положительно, то в этом случае для Вашего ребёнка очень желательно приобрести кимоно. Желательно, хотя не обязательно, но объясним, почему именно кимоно, для чего оно и чем оно так "замечательно":

  • Дети меньше отвлекаются на пестроту разнообразной одежды, кармашки, завязки, застёжки.

  • Дети приучаются следить за своими вещами и ухаживать за ними (конечно если вы не продолжаете всё делать за своего ребёнка, лишая его самостоятельности).

  • Как часто это случается – неожиданно подойдёт срок аттестационного экзамена, на котором, конечно же, нужно быть одетым по форме – в кимоно. Если вы поздно спохватитесь заказывать форму, то она может оказаться не готовой и экзамен будет пропущен всего лишь по вине отсутствия кимоно. Впервые надеть кимоно и начать привыкать к нему на экзамене тоже, согласитесь, не очень комфортно.

  • Материал, из которого шьётся кимоно – 100% хлопок. Дышит, легко стирается и практически не линяет. Наличие формы избавит вас от частой смены рвущихся на тренировке маек, протирающихся спортивных брюк и прочих встречающихся чисто физических неудобств со спортивной формой.

  •  Кимоно подбирается на вырост (если это не взрослая группа), и вы можете быть уверены, что оденете его и на следующий год. Конечно, если ваш ребёнок не вырастет за год на 3-4 размера.

  • В любой группе форма  это первый показатель порядка.

  • Дети, одетые в единую форму, чувствуют себя более свободно, так как между ними сразу стираются экономические границы.

  • Кроме того, каждый ребёнок учится бережно относится к своему кимоно и в особенности к поясу. В восточных единоборствах на этом строятся многие философские принципы. А уж если на поясе появляются разрядные отличия, то это большой повод для гордости и дополнительный стимул к новым достижениям.

  • Кимоно способно говорить о правильности выполнения некоторых технических элементов. Оно издаёт определённый звук. 


ЧТО ТАКОЕ ДЗЮДО...

В японском языке знак «дзю» означает мягкость, уступчивость, а «до» — принцип, путь. С конца XIX века, когда зародилось дзюдо, миллионы людей по всему миру отправились в путешествие по «пути мягкости». Непосвященные с трудом представляют мягкость или уступчивость в единоборствах. Однако именно эти качества лежат в основе дзюдо. Для выведения противника из равновесия (как физически, так и психически) используется его же энергия. То есть атакующий может натолкнуться на противника, который поддастся натиску и доведет атаку соперника до его же поражения. Такое очень часто можно видеть на соревнованиях по дзюдо. Так, например, японские спортсмены часто подавляют напористых европейцев.

Однако дзюдо не начинается и не заканчивается соревнованиями. Они — лишь форма демонстрации достигнутого в условиях соперничества. Сам же «путь мягкости» проходит через внутренний мир занимающегося. А, следовательно, спорт высших достижений, успехов в котором достигают лишь единицы — только одна из граней дзюдо.

Основоположник дзюдо Дзигоро Кано видел в своем детище комплексное средство для физического и духовного совершенствования. В связи с этим главной целью занятий он считал гармоничное развитие личности. Вот почему, помимо соревновательной практики («сиай»), он особо выделял такие формы, как ката и рандори.

Ката (в переводе с японского «образец») является формой умеренной нагрузки. Она позволяет заниматься в любом (!) возрасте. Что же делает эту форму столь универсальной? Разгадка проста. Ката — это система заранее определенных движений, которые позволяют совершенствовать технику. Тот факт, что движения известны заранее, снижает вероятность травм практически на 100 %. Это — существенное отличие от профессионального спорта, где человек подвергается запредельным нагрузкам. Однако интрига спорта высших достижений заключается как раз в непредсказуемости поведения соперника на татами. Снижает ли предсказуемость ката интерес к этой форме? По словам Евгения Кулдина, который ведет секцию традиционного дзюдо в столичном клубе «Шаболовка», «в ката ставится совершенно иная задача. Акцент делается на самосовершенствовании, на преодолении внутренних барьеров». То есть в ката важна не победа над соперником, а победа над самим собой, которая заключается в постоянном совершенствовании техники. Таким образом, для ценителей — это путь к высочайшему мастерству и гармонии.

Рандори занимает промежуточное положение между «сиай» и «ката». С одной стороны,  это свободная отработка технического арсенала дзюдо, ведь спарринг-партнеры здесь не знают последовательности движений, как в ката. С другой стороны, целью рандори является не выявление победителя, а совершенствование мастерства.

Каждый человек может найти свое дзюдо. Возраст, пол, социальный статус или состояние здоровья — не помеха для поиска этого пути. С течением времени можно менять формы занятия.

В свое время Евгений Кулдин был неоднократным чемпионом Москвы, членом сборной России по дзюдо. Он полностью отдавал себя спорту высших достижений. Однако достичь вершин спортивной карьеры помешали травмы. Но с уходом из большого спорта дзюдо для Евгения не закончилось. По словам Кулдина, его первый тренер Сергей Соловейчик привил ему любовь к дзюдо не только как к виду спорта, но и как к особому роду искусства. После спорта у Жени начался этап познания дзюдо через ката и рандори.

Сегодня у него есть ученики и последователи, которым от 19 до 45 лет. Недавно открывший для себя ката ученик Кулдина Сергей признался, что никогда не испытывал такого ощущения свободы, раскованности и покоя. А ведь раньше он занимался спортивным дзюдо.

Каждый может найти себя в дзюдо. И идти по «пути мягкости» сколь угодно долго, ведь процесс познания бесконечен.